СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
Диссертация — Судебный прецедент в современной России
Выработка судебных прецедентов Конституционным Судом РФ
Конституционное правосудие в России связывается с деятельностью Конституционного Суда РФ, который был создан в 1991 г. Его предшественником считается Комитет конституционного надзора СССР, просуществовавший с 1989 г. и до распада СССР.
Комитет конституционного надзора был квазисудебным органом, который не выносил обязательных и не подлежащих обжалованию вердиктов, а всего лишь давал рекомендательные заключения по проектам законов, указам, постановлениям и иным нормативным актам. Тем не менее, комитет принял несколько решений, имевших судьбоносное значение1.
На смену Комитету пришел новый институт конституционного правосудия — Конституционный Суд РФ, обладающий широким кругом правомочий в области конституционного контроля за нормативными актами и действиями государственных органов.
В связи с этим ему отводится особая роль в сохранении конституционного строя, обеспечении конституционных прав и свобод граждан, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории России, нормальных взаимоотношений субъектов Российской Федерации с федеральными органами государственной власти .
Правосудие — главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничение тайны переписки, телефонных
переговоров и т. п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом норм Конституции РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда); установление фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом); ограничение конституционной и иной правосубъекности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.); судебный надзор за решениями судов1; а также осуществляет правотворческую (нормообразующую) функцию2.
В научной литературе нет однозначного признания за судебной властью, в лице высших судебных органов, судебного правотворчества и создание ими судебного прецедента. Так, М.И. Байтин пишет: «Конституцией и законами России судебный прецедент не указывается в числе источников права. Соответственно и прецедентные нормы не получили официального признания в качестве особой разновидности правовых норм, хотя в юридической науке данный вопрос продолжает оставаться дискуссионным». Спор рассудят реальная жизнь, практика.
В рамках нашего исследования как раз и должно определиться место судебного прецедента среди источников права в правовой системе России. «В современных условиях, — как пишет Б.Н. Топорнин, — идет нормальный процесс анализа развития российского права, его освобождения от груза идеологических догм и предрассудков, его обогащения на базе изучения мирового опыта, его приведения в соответствие с новыми общественными условиями и потребностями»4.
Прежде чем перейти к исследованию процедуры выработки судебного прецедента Конституционным Судом, следует кратко остановиться на
полномочиях, основных направлениях деятельности, компетенции и структуре Суда. Основные положения нашли свое закрепление в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. и Регламенте Конституционного Суда от 1 марта 1995 г.1.
Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Выступая на торжественном заседании в Кремле 1 ноября 2001 г. посвященного 10-летию начала работы Конституционного Суда России, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что Конституционный Суд РФ охраняет Конституцию и защищает права и свободы людей. Но есть еще одна, не менее важная функция Конституционного Суда. Он активно участвует в создании и укреплении правового фундамента государства. Позиции, которые отстаивает Суд при обосновании своих решений, во многом влияют на развитие права в стране, способствуют повышению правовой культуры во всем нашем обществе (курсив наш. — П.Г.) .
При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств. В своей деятельности Конституционный Суд призван решать исключительно вопросы права.
Полномочия и содержание деятельности Конституционного Суда состоит из следующих основных направлений:
1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов, законов и
иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов, договоров, заключаемых органами государственной власти РФ или субъектов Федерации, и не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти как федеральными, так и на уровне субъектов РФ;
3) проверяет по жалобам нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, конституционность законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном судебном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента России в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего
ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией
РФ, Федеральным договором и федеральными конституционными законами.
Особенности производства дел по данным категориям закреплены в разделе III. Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Рассмотрение и разрешение дел Судом проходит в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат только судьи входящие в состав соответствующей палаты.
В пленарном заседании Конституционный Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях
Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента России, а также решает и другие вопросы установленные законом.
В заседаниях палат Конституционного Суда разрешаются дела, отнесенные к ведению данного органа и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. Законодатель определил три основные группы вопросов подлежащих разрешению, а именно: дела о соответствии Конституции РФ, споры о компетенции, жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Следует отметить, что ранее действовавшее законодательство предоставляло Конституционному Суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. В настоящее время Суд таких полномочий не имеет.
Это вполне оправдано, поскольку обеспечивает в значительной мере принцип объективности и беспристрастности в деятельности Суда при принятии им решений1.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений
Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Рассмотрения дела по запросу, ходатайству или жалобе в Суде регулируется процедурными правилами и состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий.
Н.В. Витру к в этом случае считает, что стадия конституционного судопроизводства охватывает относительно замкнутый комплекс действий конституционного суда и участников конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель -вынесение Конституционным Судом итогового решения по делу и его исполнение1.