Особенности применения логистики в сфере банковских услуг
Диссертация — Лингвистическая концепция банковских услуг
Концепция банковской логистики
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов прежде всего в США. Ее эволюция тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов .
Словарные определения термина «логистика » можно отнести в основном к трем направлениям научной мысли: к военному искусству (как «искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения»1), к математике (как математическая логика2) и к экономике (как «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации»3).
Несмотря на существование таких различных подходов к пониманию логис-
тики следует отметить их некоторую общность. В данном исследовании логистика рассматривается как часть общей теории управления, которая характеризуется определенной спецификой, а именно — управлением различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. И в этом смысле совершенно неправомерно ограничивать сферу эффективного использования логистики управлением материало- и товародвижением или другими физическими потоками. В действительности же объектом использования логистики может быть любая деятельность, где совокупность процессов или событий, а также их промежуточных результатов имеет альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а следовательно, и многовариантность организации и управления такой деятельностью по определенным критериям .
Второй особенностью логистики является ее способность не только управлять потоковыми процессами, что осуществлялось до логистики и без нее, поскольку всякая общественная деятельность всегда есть результат более или менее успешного управления. Логистика осуществляет организацию именно рационального (оптимального) управления упомянутыми процессами с целью выявления и реализации скрытых, т.е. неиспользованных без ее применения резервов управления, главным образом, в виде дополнительных доходов и прибыли хозяйственных и других рыночных структур.Эти резервы могут иметь различный характер. В рамках данной работы будут рассмотрены методы достижении рационализации за счет общественно-полезных факторов и
источников .
Таким образом, концепция логистики в широком смысле представляет собой систему взглядов на рационализацию определенной деятельности путем оптимизации движения потоков, основные положения которой включают:
1)реализацию принципа системного подхода;
2) контроль за издержками на протяжении всей логистической цепочки;
3) гуманизацию технологических процессов, создание современных условий труда;
4) развитие услуг;
5) способность логистической системы к адаптации.
Обычно выделяют такие основные функциональные блоки коммерческой логистики как закупочная логистика, производственная логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, информационная логистика. (См. Гаджинский Л.М.Логистика.Учебник.М.,1998 стр. 16-17).С нашей точки зрения, применение логистических методов только в вышеуказанных областях с позиций системного подхода однобоко и в ряде случаев логистическая цель может быть не достигнута. Современными ведущими экономистами России неоднозначно понимаются функциональные области логистики. Более полное описание логистической системы представили Новиков О.А. и Уваров Г.А. (См.Коммерческая логистика. Учебное пособие.- Спб:, Университет экономики и финансов, 1995, стр.48) .